Настройка DSP в автомобиле. Измерения методом подвижного микрофона "MMM"

АВТОЗВУК 28 сент. 2025 г.

В предыдущем посте я разобрал выбор измерительного микрофона, процесс установки программного комплекса REW, подключения микрофона и подгрузки файла калибровки. Подготовили тестовый сигнал (периодический розовый шум) для воспроизведения с источника:

Настройка DSP (процессора) в автомобиле. Выбор микрофона и подключение в REW
Подготовка к настройке DSP (процессора) в автомобиле, выбор измерительного микрофона и его подключение микрофона в REW. Подготовка тестового сигнала (периодического розового шума)

Теперь мы подготовимся к непосредственному выполнению измерений в автомобиле, и выполним замеры каждого отдельного динамика используя метод подвижного микрофона (MMM).

Метод подвижного микрофона / Moving microphone method (MMM)

Почему мы будем использовать метод подвижного микрофона (далее MMM), а не измерения микрофоном в статическом положении?

Я лично, в ходе настроечного процесса убедился, что очень тяжело получить один и тот же результат измерений с одной позиции в классической точке прослушивания в автомобиле. Стоит сместить микрофон на 2-3 см, и мы уже имеем другие данные на графике!

Особенность распространения звуковых волн в автомобиле заключается в том, что в точке прослушивания мы получаем волну не только напрямую от излучателя (динамика), но также и комбинацию отражений этой волны от различных поверхностей в салоне автомобиля, от лобового стекла, боковых стекол дверей, от пластиковых элементов центральных панелей автомобиля и обшивок дверей, и прочих элементов салона.

Прямая волна, её переотражения, и результат их совместной работы в точке прослушивания имеют различную амплитуду и фазовую характеристику, и они будут меняться в зависимости от положения, даже в рамках небольших отклонений о выбранной точки.

Например, в одной точке волна на частоте 3 кГц и её отражения могут сложиться и дать подъем относительно изначального уровня сигнала +3 дБ, но стоит нам переместить микрофон на 4 см влево, и в этой точке положение микрофона относительно бокового стекла изменилось, угол направления отраженной волны относительно точки замера также изменился, и фазовая характеристика отраженной волны тоже иная. В итоге в данной точке замера прямая и отраженная волны уже могут не складываться, а вычитаться (действие гребенчатого фильтра), и мы имеем уже не подъем уровня сигнала, а наоборот падение на -3 дБ.

Естественно, что результат сложения и вычитания волн и их конечная амплитуда в точке замера на каждой частоте будут свои, но нам же надо как-то это учитывать всё это при дальнейшей эквализации.

Одним из способов для нивелирования таких отклонений является выполнение целого цикла замеров одного динамика в разных локациях и направлении в точке прослушивания, и последующее усреднение полученных графиков программным способом, что известно как "пространственное усреднение измерений".

Я это делал в REW, выполнял порядка 30 замеров с поворотом микрофона влево/вправо, вверх/вниз, и затем делал операцию усреднения графиков. Это даёт более стабильный и повторяемый результат, но это долго и муторно.

В профессиональной среде для подобных измерений в реальном времени используют оснастки сразу с несколькими микрофонами, размещенных в разных точках в области головы слушающего, и соответствующее программное обеспечение (Smaart), например вот так:

Однако подобный метод с последовательным получением графиков и последующим усреднением всё равно имел значительный недостаток - изменения тонального баланса или позиционирования центрального образа от поворота или наклона головы. Повернул голову немного в сторону, и где-то начинает неприятное выстреливать, отражение это или нет, надо разбираться. А как, если непонятно в каком точно положении такое отклонение можно зафиксировать?

Как оказалось, все эти неприятные моменты можно избежать, используя метод подвижного микрофона, который заключается в том, что мы будем:

  • находиться непосредственно в точке прослушивания (а наличие тела в салоне в конкретном месте очень сильно влияет на отражение и поглощение волн и результат их совместной работы, как оказалось, даже расположение замерщика просто на заднем диване влияет на результат в точке прослушивания);
  • держать микрофон в руке, а в ходе измерения, и постоянного усреднения в REW, мы будем перемещать микрофон от одного уха к другому и фиксировать амплитуду всего измеряемого частотного диапазона в области лица и ушей.

Данный метод даст нам максимальную повторяемость при повторных замерах АЧХ, например для сравнения замера конкретного динамика в полную полосу, и после применения кроссовера или эквалайзера. Мы можем сделать одни замеры вечером, затем сесть утром, выполнить повторные замеры и получить тот же результат.

Плюс, после настройки, конечный результат у нас не будет зависеть от поворота головы, наклона, так как все подъемы и провалы в области головы учтены, и будут скорректированы в ходе дальнейшей эквализации, при этом дальнейшее сглаживание неравномерностей будут уже делать наши уши, они в связке с мозгом хорошо это умеют, но резко реагируют на резкие всплески АЧХ, которые мы как раз и устраним.

Подготовка процессора (DSP) к измерениям:

Запустив ПО для настройки процессора (в нашем случае для примера мы будем использовать Hellion HAM 8.10DSP), нам необходимо настроить источник для DSP и конфигурацию каналов входных и выходных.

Нам потребуется открыть окно "Микшер" и выполнить конфигурацию, назначить какой канал входа будет направлен на какой канал выхода. Обычно достаточно только двух входных каналов, например левый и правый канал с ГУ, для соответствующего распределение на левые и правые динамики, которые мы будет подключать к процессору (процессорному усилителю):

В данном примере мы направляем входной левый канал с ГУ Hi-Level1 во все нечетные каналы, которые мы назначим всем левым динамикам (CH1, CH3, CH5, и т.д.). А входной правый канал Hi-Level2 на все четные выходные каналы, которые мы назначим всем правым динамикам (CH2, CH4, CH6, и т.д.).

Закрываем данное окно и переходим к конфигурации каждого выходного динамика:

Допустим мы решаем, что у нас будут задействованы следующие динамики в системе:

  • твитеры (левый и правый канал);
  • мидбасы (левый и правый канал);
  • сабвуфер (левый и правый канал, которые затем суммируются в моноблоке сабвуфера);

Настраиваем назначение каналов следующим образом:

Выполняем конфигурацию по выбранной нами ранее схеме, при этом неиспользуемые каналы можно отключить (назначить им "NULL"):

При переходе на каждый канал, мы видим, что ПО автоматически установило дефолтные значения кроссоверов для каждого конкретного канала, и нам они совсем не подходят, а некоторые и не нужны на данном этапе.

Сейчас мы будем делать измерения всех динамиков в полную полосу, в максимально широком диапазоне, для того чтобы проверить, что они демонстрируют в нашем автомобиле в конкретном месте установки (а результаты будут очень сильно отличаться от красивых графиков этих динамиков в журнальных статьях). Используя измерения в полную полосу, мы затем сможем определиться, какие кроссоверы мы в итоге будем для них применять.

💡
Исключением в данном случае будут твитеры, так как для них может быть опасным работать на частотах ниже их собственного резонанса (Fs), чревато повреждением на высоких уровнях громкости. Поэтому для них необходимо поставить "защитный" кроссовер, которых обычно выбирают как 2 х значения резонансной частоты (Fs). Значение Fs можно посмотреть в документации к твитерам. Если мы видим, что у нас указана Fs = 1500 Гц, то безопасным значением кроссовера будет 3000 Гц. Если документации к твитеру нет, но в штатном кроссовере у твитера есть фильтр, например 1- порядка в виде конденсатора 4.7 мкФ, то безопасным значением для него будет 3000-3500 Гц для 24 dB/oct Linkwitz–Riley.

Выбираем HPF фильтр для твитера:

Отключаем кроссоверы для мидбасов и сабвуферных каналов:

Для владельцев сабвуферов с фазоинвертором полезным будет добавить HPF фильтр 20-25 Гц 24 dB/oct Linkwitz–Riley в качестве Sub-sonic фильтра, чтобы не издеваться на сабвуферной головкой далеко ниже частоты настройки порта, где уже нет никакого контроля динамика у усилителя. Для владельцев сабвуферов в оформлении "закрытый ящик (ЗЯ)" это делать не требуется, так как демпфирование динамика выполняет уже само оформление.

Не забудьте выполнить одинаковые настройки для каждой пары каналов, левого и правого.

ℹ️
Настройки входного уровня процессора, и уровни каждого отдельного канала оставляем по умолчанию, их регулировку будем выполнять по мере настройки

Выполнение замеров подвижным микрофоном в окне RTA в REW:

Перед началом измерений настроим окно RTA в REW следующим образом:

Открываем окно RTA:

Кнопка открытия окна RTA

Открываем настройки окна RTA:

Кнопка настроек окна RTA

Выставляем следующие настройки окна RTA:

Настройки окна RTA
    • Mode: RTA 1/48 octave (замер будем делать с минимальным сглаживание, чтобы получить полную картину происходящего);
    • Smoothing: No smoothing;
    • FFT length: 64k (оптимальный баланс точности и производительности, вспомним, что при создании периодического розового шума мы также использовали 64k последовательность, что даёт нам быструю стабилизацию графика и облегчает усреднение);
    • Averages: Forever (выполнять постоянное усреднение в реальном времени);
    • Stop at: 100 Данным параметром мы определяем, на каком количестве циклов усреднения остановить запись и зафиксировать результат. Для разных динамиков будут достаточны следующее количество усреднений:
      • Твитеры/Ширики - 90-100;
      • Мидбас/СЧ - 70-80;
      • Сабвуфер: 40-50;
    • Window: Rectangular (В основном с розовым шумом используют окно Hann, но c периодическим розовым шумом, который применяем мы, необходимо использовать окно Rectangular);
    • Max overlap: 93,75%

В дополнительном окне настроек "Appearance" я также отключаю:

    • Use bars on speсtrum: галку снять;
    • Use bars on RTA: галку снять;

Проверяем что у нас в окне RTA шкала в SPL, а график пиковый значений "Peak" внизу окна отключен, он нам будет только мешать:

Шкала окна RTA и отключение пиковых значений на графике

В окне ПО для настройки процессора отключаем все каналы (кнопкой Mute), оставляем только один канал динамика, который будем измерять:

Отключаем все каналы кроме одного в ПО процессора

В ходе измерений меняем на следующий измеряемый канал, включаем его, остальные выключаем. Выполняем сначала замеры твитеров (начинаем с левого), затем мидбасов, потом сабвуфера.

Приступим к замеру.

  • во время выполнения измерений садимся на водительское место (рассчитываем, что это и есть основное место прослушивания);
  • изначально нам необходимо замерить первоначальный уровень текущего шума в автомобиле, для того чтобы понять, какую громкость тестового сигнала нам требуется настроить для наших измерений. Поэтому:
    • держим микрофон в руке;
    • включаем запись в окне RTA.
    • мы увидим показания текущего уровня шума в салоне и стабилизацию графика:
Выполняем замер уровня шума
    • после завершения отсчета усреднения в левом нижнем углу сохраняем график шума с помощью кнопки "Current";
    • запускаем с источника (ГУ) периодический розовый шум (как раз тот, что мы подготовили в рамках прошлого поста);
    • нажимаем опять кнопку записи в окне RTA. Мы опять увидим начало отсчета усреднений и текущий график АЧХ конкретного активного динамика.
Выставляем уровень тестового сигнала выше уровня шума на 30-40 дБ
    • нам требуется задать такой уровень громкости сигнала с ГУ, который будет на большей части частотного диапазона выше уровня шума (который мы замерили ранее) на 30-40 дБ. Обычно считается, что если мы будем применять кроссоверы 24 db/oct, то нам хватит и разницы и 25 дБ, но чаще происходит так, что в ходе эквализации нам надо снизить целевой уровень АЧХ динамика, и тогда шум уже будет мешать в работе при эквализации. Для себя я определил, что 30-40 дБ является удобным значением;
    • выставили нужную громкость с ГУ, заполнили это значение, мы его будем использовать для замеров всех динамиков, и даже для будущих контрольных замеров, оно у нас будет опорным;
    • далее приступаем к замеру отдельного динамика;
  • опять запускаем с источника (ГУ) периодический розовый шум;
  • берем измерительный микрофон в руку, направляем вверх (если с микрофоном шел калибровочный файл для положения 90°, то подгружаем в настройках микрофона и используем его);
  • используем окно RTA в REW, запускаем запись с включенной функцией автоматического усреднения полученных данных в реальном времени.
  • начинаем перемещать микрофон в руке от одного уха к другому, у каждого уха делаем пару круговых движений вокруг уха (по оси ушных каналов) и затем перемещаемся к другому уху, делаем пару круговых движений вокруг уха, и опять возвращаемся к другому уху;
Направление движения микрофона
  • пока мы перемещаем микрофон REW делает усреднение всех полученных данных в окне RTA, и после 7-8 циклов перемещения микрофона мы уже заметим стабилизацию графика текущего измерения, он перестанет изменяться.
  • по завершению отсчета усреднений (в моём случае 105) в окне RTA запись остановится сама, и нам потребуется сохранить полученный график опять кнопкой "Current":

Можно переключить в процессоре на новый канал, сделать замер следующего динамика, и опять, по результатам перемещения микрофона и усреднений в окне RTA, выполнить сохранение графика.

Я же обычно закрываю окно RTA, и иду переименовать сохраненный график, чтобы не запутаться. Например на скриншоте ниже у нас сохранено уже два графика: 1 - уровень шума с салоне (мы делали его замер ранее), 2 - график АЧХ левого твитера.

Использую правую кнопку мыши на каждом графике в левой панели мы можем его переименовать, чтобы не запутаться в дальнейшем:

Я всегда даю понятные названия, и иногда дополнительные комментарии, например если я делаю несколько замеров одного и того же динамика с разными значениями кроссовера:

Далее открываю окно RTA и делаю замер следующего динамика.

Завершаем измерения для каждого отдельного динамика. Для сабвуфера, если он у вас один, не надо замерять оба канала, одного будет достаточно.

Когда все динамики замерили и задали им имена, сохраняем результаты в одном общем файле использую кнопку "Save all":

В следующей части перейдем к базовому выбору акустических кроссоверов для динамиков и целевых кривых. Определимся с общей целевой кривой, и сгенерируем целевые кривые для каждого динамика на основе выбранных кроссоверов.

Продолжить обсуждение поста в Сообществе GD Projects:

Обсудить в сообществе

Теги