Настройка DSP (процессора) в автомобиле с помощью REW и измерительного микрофона

АВТОЗВУК 19 сент. 2025 г.

В одной из моих предыдущих статей я описал несложный процесс настройки аудиосистемы в автомобиле, оборудованной аудио процессором (DSP), с помощью программного комплекта REW и измерительного микрофона. Способ, представленный в той статье, является несложным и быстрым вариантом получить сбалансированную и комфортную работу динамиков аудиосистемы, однако точность настройки и нивелирование отдельных сложных, но важных моментов работы системы, не позволяют сказать, что мы получили максимум от установленного оборудования и возможности системы в целом.

В связи с этим, в ходе долгого изучения, проверки и практики в своих системах, я решил подготовить цикл статей с максимально подробным описанием всех этапов настройки процессорной аудио системы в автомобиле с помощью измерительного микрофона, где мы разберем много моментов и особенностей доступным человеческим языком, от простого любителя Caraudio такому же простому любителю качественно настроенных систем, настройку которых можно реализовать доступными средствами и совершенно небольшими затратами на инструменты.

Я не думаю, что расскажу что-то новое опытным установщикам и настройщикам. Всё, что я изложу - это им давно известно. Хотя возможно это будет интересно инсталляторам и настройщикам, которые еще работают без REW / Smaart/ JL Audio TuN и использую в работе в основном профессиональные тренированные уши.

Измерения в REW

Этапы настройки процессорной системы:

Весь процесс настройки процессорной системы в автомобиле мы разделим на следующие этапы:

  • Выбор микрофона и подготовка программного комплекса REW к выполнению измерений в автомобиле;
  • Подготовка программного обеспечения процессора / процессорного усилителя для настройки и выполнения измерений;
  • Выполнения RTA замеров каждого отдельного динамика с помощью микрофона в REW используя "Метод подвижного микрофона (MMM)"
  • Анализ замеров АЧХ динамиков и первичный выбор кроссоверов;
  • Выбор целевой кривой АЧХ, для последующей эквализации, и подготовка целевых кривых для каждого отдельного динамика с выбранной частотой среза кроссоверов (3 способа);
  • Подбор электрических фильтров кроссоверов для получения фактически выбранной крутизны спада акустического кроссовера, относительно выбранной целевой кривой;
  • Выбор стратегии и выполнение эквализации каждого отдельного динамика, относительно целевой кривой, с помощью инструмента EQ в REW, и перенос параметров подобранных фильтров и кроссоверов в программное обеспечение процессора / процессорного усилителя;
  • Корректировка уровня (SPL) каждого динамика после процесса эквализации, внесение изменений уровней в софт процессора;
  • Настройка временных задержек каждого динамика двумя способами:
    • с помощью рулетки и калькулятора пересчета расстояния в см в миллисекунды (базовый вариант, менее точный);
    • с помощью снятия импульсной характеристики каждого динамика микрофоном и выравнивание по времени импульса и фазе сигнала в точке кроссовера с помощью инструментов REW (как с помощью аудио-интерфейса с Loopback, так и с помощью USB- микрофона и "Acoustic Timing Reference");
  • Проверка совместной работы всех динамиков, окончательные корректировки;

Оборудование и программное обеспечение:

Измерения для цикла постов будем выполнять на моём автомобиле, но возможно задействуем и других участников с другим оборудованием.

Все операции по замерам, эквализации, фазовому согласованию, будем делать в программном комплексе REW, при чем последней версии V5.40 (пока в Beta). Данная версия уже имеет измененный интерфейс, поэтому сразу будем привыкать, так как данный интерфейс постепенно переедет в официальные релизы.

В качестве измерительного оборудования в моей стороны будет выступать UBS-микрофон miniDSP UMIK-1 и аналоговый измерительный микрофон на WM61A с UBS интерфейсом BEHRINGER U-CONTROL UCA222, который позволяет выполнить Loop-back подключение.

Какие измерительные микрофоны, в том числе дешевые, можно приобрести для настройки, я расскажу в следующей статье.

В качестве процессора я лично использую чипы ADAU c SigmaStudio, но для данного цикла статей я возьму за основу процессоры и процессорные усилители компании Hellion Audio.

Почему они? Ну прежде всего - это очень доступные устройства в мире процессоров и процессорных усилителей, которые сегодня пользуются огромной популярностью у нас в стране, и они появляются у большого количества автолюбителей и начинающих в автозвуке (в том числе участников сообщества Changan CS55 Plus / UNI-S). Материалов по их настройке не так много, поэтому я как раз постараюсь разобрать и помочь начинающим настройщикам.

Hellion HAM 8.10DSP

Интерфейс программного обеспечения настройки процессоров/процессорных усилителей Hellion Audio схож для всех моделей (DHL-6 / DHL-10 / HAM 4.6pinDSP / HAM 6.80DSP / HAM 8.10DSP / HAM 8.100DSP), различаются только параметрами фильтров (добротность) и количеством каналов.

Окно настроек процесcоров Hellion Audio

С процессом конфигурирования процессоров Helix / Audison / Musway можно легко ознакомиться в сети (Youtube), видео и подробных разборов по данным производителям более чем достаточно, ввиду их общемировой популярности.

Про особенности настройки в Sigmastudio и импорт фильтров из REW я расскажу в отдельном цикле статей про мой новый проектируемый процессор на базе ADAU1467.

Итак, в следующей статье обсудим выбор микрофона, подключение микрофона и подготовка программного комплекса REW к выполнению измерений в автомобиле.

Продолжить обсуждение в Сообществе GD Projects:

Обсудить в сообществе
Настройка DSP (процессора) в автомобиле. Выбор микрофона и подключение в REW
Подготовка к настройке DSP (процессора) в автомобиле, выбор измерительного микрофона и его подключение микрофона в REW. Подготовка тестового сигнала (периодического розового шума)
Настройка DSP в автомобиле. Измерения методом подвижного микрофона “MMM”
Настройка DSP (процессора) в автомобиле. Выполнение измерений динамиков в автомобиле с помощью метода подвижного микрофона (MMM) в REW. Подготовка окна RTA в REW и последовательность действий.
Настройка DSP в автомобиле. Выбор кроссоверов и целевых кривых
Настройка DSP (процессора) в автомобиле. Делаем выбор акустических кроссоверов для отдельных динамиков. Определяем различия в понятиях ”акустический кроссовер” и ”электрический кроссовер”. Определяем целевые кривые для нашей системы и целевые кривые каждой полосы для REW разными инструментами.

Теги